Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




 Независимые производители газа


 Политические режимы стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза и их влияние на экономическое развитие


Расширенный поиск
     Главная   Публикации   Публикация в СМИ 


СМИ

Отложенный спрос на свободу слова
Одним из главных факторов развития независимых средств массовой информации является уровень национального благосостояния
Кунов Андрей, Ситников Алексей, Шульгин Сергей
Эксперт, №24 (425) 28.06.2004

То, что происходит в последние годы со средствами массовой информации в России, по мнению многих аналитиков, свидетельствует о росте государственного давления и самоцензуры в их рядах. Недавнее увольнение с канала НТВ популярного ведущего Леонида Парфенова и закрытие его программы "Намедни" называют классическим выражением этих тенденций. Однако подавляющее большинство зрителей никакого неудовольствия по этому поводу не проявило. Им оказалось безразлично, выйдет "Намедни" в эфир или вместо него покажут кино.

Зависит от среднего класса

Независимые СМИ - один из фундаментальных институтов демократии, четвертая власть. Любой демократический режим декларирует независимость СМИ как одну из своих основных ценностей. Однако действительная свобода слова не может быть просто гарантирована конституцией и законами. В реальной жизни она начинается тогда, когда у общества возникает стабильная потребность в объективной и исчерпывающей информации. Что же в таком случае определяет спрос на информацию?

Как показывает исследование, проведенное в Институте открытой экономики, развитие независимых средств массовой информации зависит от ряда факторов, определяющим среди которых является уровень национального благосостояния. Сравнение 124 стран по уровню дохода и степени независимости СМИ показывает, что между этими категориями существует значимая связь (см. график 1). Богатые страны имеют в основном свободную прессу и телевидение, тогда как бедные страны значительно отличаются друг от друга по степени независимости СМИ.

Связь богатства (ВВП на душу населения) и независимости прессы

Согласно данным института "Общественная экспертиза" и Союза журналистов России, независимость СМИ в России сильно различается по регионам. Тем не менее, как показывает исследование Института открытой экономики, большей свободой обладают те регионы, в которых выше среднедушевые доходы (см. график 2). Положительная связь между доходами и свободой сохраняется, даже если не принимать в расчет такой исключительный случай, как город Москва.

Независимость СМИ и среднедушевые доходы населения по регионам
Другим подтверждением связи между доходами населения и спросом на свободу слова служат социологические опросы. Согласно исследованию, проведенному Фондом общественного мнения в 2000 году, решение власти ограничить свободу слова оказалось бы более популярным среди бедных людей. Среди бедных респондентов, имевших доход до 400 рублей на одного члена семьи, каждый четвертый одобрил политику ограничения свободы слова, и примерно каждый второй был против. Среди же более состоятельных граждан, имевших доход более 700 рублей, только каждый пятый одобрил ограничения, тогда как почти две трети высказались против. Результаты других опросов общественного мнения подтверждают общий вывод: спрос на свободу слова растет с увеличением доходов населения и падает - с уменьшением.

Известный американский политик Эдлай Стивенсон однажды заметил, что голодный человек не может быть свободным. Устойчивый спрос на независимые СМИ способна предъявить лишь группа населения, обладающая достаточным уровнем дохода. Назовем их средним классом. Именно эта группа населения больше других нуждается в институтах демократии как в инструментах поддержания своего благосостояния и защиты прав собственности. Богатые слои населения тоже нуждаются в объективной информации, но, как правило, могут получить ее даже в отсутствие свободы слова. Благосостояние же среднего класса напрямую зависит от наличия или отсутствия публичных сведений о политиках, конкурентах, рынках и так далее.

В результате жесткой борьбы за удовлетворение этого спроса и возникают свободные СМИ. Их независимость гарантируется не столько конституцией (хотя и это крайне важно), сколько развитостью и величиной информационного рынка. При наличии адекватного спроса конкуренция и прибыль на рынке информации - отец и мать свободы слова. Но если спрос на информацию по каким-то причинам невысок, то доходы газет и журналов формируются не от продажи беспристрастной информации населению, а от обслуживания различных узких интересов.

В развитых странах, где доля среднего класса преобладает над долей бедных и богатых, существуют ресурсы для финансирования множества независимых от государства средств массовой информации. Насколько же обеспеченным должно быть население страны, чтобы захотеть иметь свободную прессу и телевидение?

Согласно полученным результатам, существование свободной прессы среди 124 стран лучше всего объясняется наличием группы населения с располагаемым годовым доходом в 7300 долларов (в ценах 2001 года по паритету покупательной способности). Страны, в которых таким доходом располагало более двух третей населения, обладают независимыми средствами массовой информации. Этот пороговый доход оставался постоянным за последние десять лет.

Для России этот уровень соответствует примерно 5000 рублей располагаемого дохода на человека в месяц (в текущих ценах и с учетом паритета покупательной способности). Когда две трети всего населения будут иметь такой доход, тогда можно будет ожидать появления стабильного спроса на независимые СМИ. К началу 2004 года доля населения с доходами, превышающими это пороговое значение, составила около 36,9% от общего населения страны (по данным Госкомстата). Из этого можно сделать вывод, что население Российской Федерации еще далеко не так богато, чтобы сформировать адекватный спрос на независимые СМИ.

Этот вывод подтверждается данными других исследований. Согласно выводам института "Общественная экспертиза", с 2001 года в России практически не было регионов, где существовали бы благоприятные условия для независимых СМИ.

Сначала надо заработать

Спрос на демократию и свободу слова не всегда был таким низким, как сегодня. В конце 80-х - начале 90-х годов, когда власть безуспешно пыталась закрыть программу "Взгляд", более двух третей населения России имело доходы, достаточные для формирования устойчивого спроса на независимые источники массовой информации (см. график 3). Это был период, когда в ответ на политику гласности и живой интерес населения начался расцвет ведущих средств массовой информации. Высокие тиражи, реклама и гарантированные государственные субсидии служили их основными источниками доходов.

Доля состоятельных людей и траектории роста России
Однако с началом экономических реформ 1992 года уровень благосостояния населения резко упал. На смену периоду гласности пришел этап олигархического контроля над СМИ. К этому времени доля людей с доходами, минимально необходимыми для поддержания спроса на независимую прессу и телевидение, опустилась до самого низкого уровня. Повторный рост численности этой группы начался только после финансового кризиса 1998 года. С тех пор реальные доходы населения выросли почти в два раза. И если высокие темпы экономического роста сохранятся, то наша страна войдет в зону формирования первоначального спроса на независимые средства массовой информации уже к 2008 году, а к 2012-му возникнет критическая масса населения с доходами, превышающими необходимый пороговый уровень. Если же рост окажется не таким впечатляющим, как сейчас, то появление стабильного платежеспособного спроса на свободу слова может затянуться на десятилетия.

Конечно, общественный спрос на демократические свободы - далеко не единственный фактор, определяющий темпы развития этих свобод. Трудно предсказать, например, как далеко могут пойти политики и государственные чиновники, если захотят ограничить доступ к определенным видам информации. Сложно также ожидать спонтанного формирования другого условия свободы слова - подлинно конкурентной среды на информационном рынке. Тем не менее мы рискнем утверждать, что попытки государства, федеральных и региональных властей препятствовать существованию независимых источников массовой информации рано или поздно войдут в противоречие с предпочтениями богатеющей части населения. Спрос на свободу слова, поддержанный ростом доходов людей, может стать одной из опор демократии в России.

Исследования: Кому нужна свобода слова? >>



  Expert #425 pp.58-59.pdf (PDF, 592 kb)


   © 2004 Openecon. Все права защищены.