Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




 Политические режимы стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза и их влияние на экономическое развитие


 Независимые производители газа


Расширенный поиск
     Главная   Публикации   Публикация в СМИ 


СМИ

Предел прочности
Российское правительство в погоне за сверхдоходами нефтяников позабыло о принципах разумности и умеренности, выстраивая налоговую систему в нефтянке. Одним из результатов стало постоянное снижение инвестиций нефтяных компаний в геологоразведку. Долго ли ждать того момента, когда высокие налоги на нефтяной сектор приведут к упадку отрасли? Похоже, правительство решило исследовать этот вопрос экспериментальным методом…
Горст Михаил, Доронин Евгений
Нефть России, №1 14.01.2005

Цены на нефть растут. Вслед за ними — экспортные пошлины в России. С 1 октября 2004 г. они сначала повысились на 25,8% — до 87,9 доллара за тонну, а затем — с 1 декабря 2004 г. — взяли и беспрецедентную для себя высоту в 101 доллар. Одновременно увеличиваются доходы федерального бюджета, хотя в правительстве и считают их недостаточными, а посему хотят «застолбить» за государством так называемые сверхдоходы нефтяной отрасли.

•  Когда все средства хороши

Государство нашло легкий и до примитивности простой способ решения проблем, стоящих перед российской экономикой, — увеличение налогов на доходы от экспорта нефти. Именно с этой целью в мае 2004 г. были приняты поправки к Закону «О таможенном тарифе», резко повысившие шкалу ставок экспортной нефтяной пошлины. Начавшая действовать с августа того же года, она позволит существенно увеличить доходы государства от экспорта нефти марки Urals (см. рис. 1).

Рис 1. Доля экспортных пошлин в цене на нефть (старый вариант действовал в 2003 г., новый введен в августе 2004 г.), %

Налог на добычу полезных ископаемых действует по такому же принципу, что и экспортные пошлины на нефть, — его ставка увеличивается вместе с ценами на «черное золото». В совокупности оба налога изымают значительную часть экспортной выручки нефтяной отрасли. Например, при цене на нефть марки Urals в 40 долларов за баррель экспортные пошлины и НДПИ «забирают» у нефтяников 50% с каждого барреля нефти. С 1 января 2005 г. налоговая нагрузка еще более увеличится — на 20,7% — прежде всего, за счет повышения НДПИ.

Если теперь рассматривать только НДПИ и экспортную пошлину, составляющие около 70% всех платежей нефтяников государству, то предложенная правительством схема деления доходов от экспорта «черного золота» выглядит так, как представлено на рис. 2.

Рис 2. Распределение дохода от экспорта одного барреля сырой нефти между государством (НДПИ и экспортная пошлина) и нефтяными компаниями.

С новыми экспортными пошлинами при росте цен с 25 до 40 долларов выручка компаний от экспорта одного барреля нефти за вычетом пошлин и НДПИ увеличивается лишь на 2,5 доллара, а доходы государства — на 12,5. С одной стороны, политика, направленная на укрепление федерального бюджета и попытку застраховать его от возможного падения доходов в будущем, безусловно, заслуживает одобрения. Однако, с другой стороны, в рамках такой политики государство должно разумно перераспределять эти доходы и способствовать развитию как всей экономики, так и конкретной отрасли-донора. Особенно в ситуации, когда конец эксплуатации действующих месторождений уже не за горами.

•  Берем, а что взамен?

Практически по всем имеющимся прогнозам, после 2010 г. начнется активное истощение западносибирских нефтяных месторождений. По оценке Министерства природных ресурсов, в ближайшие 10-15 лет в основных районах добычи нефти и газа вероятные запасы распределенного фонда недр обеспечат воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) не более чем на 30-40%. Для полного воспроизводства потребуется освоение новых территорий и акваторий. То есть очевидной стала необходимость развивать геологоразведку, расширять работы по ВМСБ.

Однако на сегодняшний день система государственного регулирования недропользования в нашей стране устроена таким образом, что отбивает у компаний всякое желание тратиться на геологоразведку. Если компания произвела затраты и выполнила разведочные работы, то это еще не означает, что она сможет дальше работать на месторождении или что ее затраты возместят. Эти права не гарантируются существующим сегодня механизмом лицензирования. Поэтому желающих заниматься геологоразведкой среди частных компаний, сегодня раз-два и обчелся.

Между тем ассигнования из федерального бюджета на ВМСБ уже третий год подряд сокращаются — их объем лишь немногим выше 0,2 млрд долларов. Вряд ли можно ожидать, что в 2005 г. они будут увеличены.

Ассигнования из федерального бюджета на финансирование геологоразведочных работ по различным бюджетным статьям, млн руб.

Так что сегодня можно с уверенностью утверждать: сами нефтяники мало что выигрывают от увеличения цен на нефть. Ибо большую часть доходов от экспорта государство берет себе. При этом развитию самой отрасли оно не уделяет внимания, мало-мальски адекватного вкладу отрасли в пополнение государственной казны.

А ведь часть средств, поступающих от нефтяного сектора, можно было бы направить на ту же геологоразведку. Увы, пока это сделать не удается. Кроме того, необходимо развивать транспортную инфраструктуру через строительство нефтепроводов. Не происходит и этого. Более того, действует запрет на сооружение частных нефтепроводов. И как результат — государство на развитие отрасли тратит крайне мало, не дает этого делать и компаниям. Зато со ставками налогов все «идеально» — они повышаются перманентно.

…В школьном курсе физике изучают такую характеристику материала, как предел прочности. Эта величина показывает, при каком давлении образец, изготовленный из того или иного материала, разрушается. Причем для каждого из них этот предел устанавливается экспериментальным путем. Так вот, если перенести эту аналогию на сегодняшний день и в нефтяной сектор, то складывается впечатление, что правительство пытается определить этот самый предел через увеличение налоговой нагрузки. Но в Белом доме, видимо, не очень-то знакомы с главной «физической составляющей» данного процесса: после целого ряда экспериментов опытный образец разрушается...





   © 2004 Openecon. Все права защищены.