Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




 Политические режимы стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза и их влияние на экономическое развитие


 Независимые производители газа


Расширенный поиск
     Главная   Публикации   Публикация в СМИ 


СМИ

Сырьевая ловушка: где выход?
Сырьевая зависимость российской экономики не позволяет рассчитывать на устойчивый рост даже в условиях высоких цен на нефть. Необходимость поддержки несырьевых отраслей с помощью фискальных мер очевидна
Обрезков Олег, Сосунов Кирилл
Финанс. 09.11.2004

На днях Министерство экономического развития и торговли представило предварительные оценки макроэкономической ситуации в России за третий квартал текущего года. Результаты оказались неутешительными — последние три месяца сопровождались спадом промышленного производства и более чем умеренным ростом инвестиций в основной капитал. На фоне очень благоприятной для экспортеров ситуации на мировых рынках это вызывает серьезные опасения.

 

Сырьевая ориентированность экспорта (примерно на 80% он представлен природными ресурсами) — одна из основных проблем российской экономики. Попытки правительства справиться с этой проблемой нельзя назвать успешными. Хотя не раз заявлялось о необходимости диверсифицировать российскую экономику и развивать высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, значимых продвижений здесь так и не произошло.

 

Об этом свидетельствует хотя бы уровень расходов федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу. По сравнению с планом на первые девять месяцев текущего года эта статья была исполнена всего на 84%, несмотря на то, что бюджетные доходы значительно превысили прогнозируемый уровень.

 

Кроме того, уровень инвестиций в России явно недостаточен для страны, находящейся на начальной стадии экономического развития: отношение объема инвестиций к ВВП составляет 18%. Среди стран СНГ Россия превосходит по этому показателю только Молдову и Кыргызстан. А по уровню инвестиционной активности уступает даже государствам, находящимся на более высокой стадии развития, таким как Хорватия, Чехия, Венгрия и страны Балтии. Текущий уровень инвестиций в России позволяет только компенсировать выбытие устаревшего капитала. Для такой страны хороший уровень — это по крайней мере 25% ВВП.

 

В сложившейся ситуации важнейшее значение приобретает государственная экономическая политика. Конечно, относительная стагнация российской экономики вряд ли продлится долго: при сохранении высоких цен на нефть темп роста ВВП в этом году не опустится ниже 6,5%. Однако уже очевидно, что для поддержания устойчивого роста в будущем необходима структурная перестройка экономики. При этом сейчас у правительства имеются инструменты для стимулирования такой перестройки — в первую очередь накопленный за счет рекордного бюджетного профицита стабилизационный фонд.

 

Пока Министерство финансов планирует использовать его средства исключительно на досрочное погашение внешнего долга. Логика правительства понятна: если деньги стабфонда не используются, то они инвестируются в низкодоходные инструменты за рубежом (их доходность не превышает 2% годовых). Проценты по внешнему долгу выше, поэтому его досрочное погашение явно лучше сохранения средств в фонде.

 

Однако если следовать той же логике, то существует еще более предпочтительный вариант использования накоплений. Номинальная долларовая ставка по внешнему долгу составляет 5-6% годовых — это намного меньше, чем доходность, которую можно получить от вложений в инвестиционные проекты в России.

 

Аргументы против использования денег стабфонда для инвестиций обычно сводятся к нехватке инвестиционных проектов и угрозе раскручивания инфляции. Конечно, инвестиции в российские проекты более рискованны, чем вложения в консервативные зарубежные инструменты. Но неужели в стране не найдется ни одного подходящего проекта? В качестве примера можно привести те же вложения в инфраструктуру. Сам факт того, что государство вкладывает деньги в российские проекты, мог бы улучшить инвестиционный климат в стране в большей степени, чем очередное повышение рейтинга России одним из международных агентств. В результате увеличатся и инвестиции частного сектора. Кроме того, увеличение государственных расходов (в том числе государственных инвестиций) поможет экономике справиться с временной рецессией.

 

Инфляционные последствия такой политики вряд ли окажутся значительными, если государственные расходы пойдут на инвестиции. Увеличения инфляции можно и совсем избежать, если Центробанк умерит свои аппетиты по накоплению валютных резервов.

 

Опыт последних лет показал, что только с помощью искусственного занижения курса рубля (через накопление валютных резервов) невозможно ослабить сырьевую зависимость экономики. Для стимулирования несырьевых секторов экономики необходимы фискальные меры. Падение темпов экономического роста в третьем квартале — это сигнал о необходимости проведения в ближайшее время адекватной государственной политики. Если соответствующие меры не будут реализованы, Россия рискует остаться в сырьевой ловушке навсегда.





   © 2004 Openecon. Все права защищены.