Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




Расширенный поиск
     Главная   Дискуссия   Мнения 


Мнения

Если идея Минфина воплотится в жизнь, на легализации зарплаты в сегменте малых предприятий можно будет поставить крест

Горст Михаил
opec.ru 27.04.2004

Михаил Юрьевич, на фоне разрекламированного снижения ЕСН правительство намерено увеличить налогообложение малого бизнеса. С 2005 года ЕСН для малых предприятий может быть введен вновь. Объясняется это борьбой с налоговой минимизацией, поскольку многие крупные компании маскируются под малый бизнес. Как бы Вы прокомментировали подобное намерение правительства? К каким последствиям это может привести?

Когда я слышу подобные предложения, да еще из уст правительственных чиновников, - у меня, как в известном анекдоте, возникает только один вопрос: «А дустом не пробовали?» Может быть, стоит просто запретить малый бизнес как таковой? И сказать об этом прямо, не прикрываясь красивыми фразами о необходимости поддержки малого предпринимательства. По крайней мере, это будет честно по отношению к согражданам.
Если отбросить эмоции, то реализация этого намерения бессмысленна как с точки зрения наполнения бюджета, так и в контексте ранее принятых глав налогового кодекса о налогообложении малого предпринимательства. Эта мера противоречит провозглашенным целям поддержки малого бизнеса. Нужно совершенствовать применение упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход, расширять их применение за счет повышения привлекательности этих режимов. Наши же чиновники озабочены совсем иным: стремясь перекрыть возможности для налоговой оптимизации, они делают нормальную работу предприятий невозможной, вынуждая их тем самым к, скажем так, поиску схем налоговой оптимизации. Круг замкнулся. Создается впечатление, что наша налоговая политика проводится кем-то, страдающим раздвоением личности: одной рукой мы даем льготы, а другой делаем так, чтобы ни одно нормальное предприятие не смогло их использовать. Так было уже неоднократно: это и ЕСН для плательщиков единого налога на вмененный доход, и упрощенная система налогообложения, да и реформа налога на прибыль. Это самые яркие примеры. Сейчас перед нами еще один пример того, как действуют чиновники: они просто перестраховываются, не думая о последствиях.

Чиновники слишком перестраховываются, но как бороться с «минимизацией»?

Складывается ощущение, что, борясь с «минимизацией», Минфин ведет бой с тенью. Не с теневым сектором, нет - с неким фантомом, который Минфин сам же и создал. Не думаю, что преуспевающая компания с налаженным бизнесом, с устоявшимися связями и положением на рынке вдруг начнет делиться, чтобы замаскироваться под множество маленьких. Издержки слишком высоки. Значит, нужно создавать условия, чтобы бизнесу было выгодно работать на будущее, строить долгосрочные планы, расти. И роль стабильной, удобной и понятной налоговой системы в этом велика. Минфин же предлагает не только сделать компании, на которые мог бы раздробиться бизнес как можно мельче, но и чтобы этим мелким компаниям было невыгодно существовать. Те, кто хочет раздробиться, сделают это и в новых условиях, и зарплату будут показывать минимальную, чтобы меньше платить налогов. А вот те, кто ориентирован на стабильную работу и рост, в таких условиях точно не выживут. К тому же, несмотря на всю перестраховку, качество налоговых законов остается низким, вопросы не прорабатываются должным образом, а потом в законы вносятся бесконечные поправки, которые не спасают. Качественно работать гораздо труднее, чем создавать видимость работы.

А стимулирование малого бизнеса возможно только налоговыми способами?

Нет, не только. Спектр инструментов поддержки малого бизнеса довольно широк. Это и обучение, и кредитование, и консультации, и техническая помощь, и помощь в поиске поставщиков, покупателей, подборе персонала. Но требовать этого от нашего государства сейчас бессмысленно: даже если удастся найти для этого ресурсы (что само по себе звучит фантастично), гарантировать их целевое и эффективное использование невозможно. А вот что можно (и нужно) требовать от нашего государства, так это снижения административной и налоговой нагрузки, которые создают очень сильное давление на малый бизнес. Тот, кто занимается малым бизнесом, должен быть не только предпринимателем, но и бухгалтером, и юристом, разбираться в налогах, санитарных и противопожарных нормативах и т.д. Чтобы как-то выживать в этих условиях, нужно быть очень продвинутым, либо - уходить в тень.

Если план правительства по возвращению ЕСН для малого бизнеса будет реализован, что произойдет с теневым сектором?

Я думаю, он вырастет. Сейчас для малых предприятий, освобожденных от ЕСН, нет смысла занижать фонд оплаты труда. У тех же, кто не пользуются специальными режимами налогообложения, стимулы занижать фонд оплаты труда и работать в «тени» достаточно сильны. А поскольку у налоговой инспекции нет возможности проверить все малые предприятия, то и возможности для ухода в тень имеются широкие. Если идея Минфина воплотится в жизнь, на легализации зарплаты в сегменте малых предприятий можно будет поставить крест.



Обсуждение на форуме


   © 2004 Openecon. Все права защищены.