Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




 Независимые производители газа


 Политические режимы стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза и их влияние на экономическое развитие


Расширенный поиск
     Главная   Публикации   Публикация в СМИ 


СМИ

Генератор налоговых рисков
Налоговая реформа в России в целом близка к завершению. В то же время, в нефтяном секторе изменения налоговых шкал и ставок происходят одно за другим. Это показывает, что четкого понимания того, как должна быть выстроена налоговая система в российском нефтяном секторе, у правительства пока нет. Сложившаяся переходная ситуация с одной стороны позволяет решать проблемы сбора налогов с нефтяников и наполнения бюджета. Но есть и другая сторона, о которой правительство предпочитает не говорить.
Доронин Евгений
Нефть России, №12 15.12.2004

Наблюдаемые сегодня частые и непредсказуемые изменения в российской системе налогообложения генерируют высокие риски для нефтедобывающего сектора. Из-за этого фактор неопределенности во все большей степени оказывает негативное влияние на формирование долгосрочных стратегий многих нефтяных компаний.

•  Когда риск риску — рознь

Развитие нефтяного сектора в последние годы стало, по сути, одной из главных причин экономического подъема в России. Благодаря доходам, полученным от экспорта нефти, отечественная экономика сумела преодолеть последствия кризиса 1998 г. Между тем, государство, увеличив собственные доходы за счет налогов и пошлин, явно не спешило с формированием стабильных предпосылок для притока инвестиций в отрасль. Несмотря на повышение странового рейтинга России условия работы бизнеса не стали более определенными и благожелательными. Фактически, получая немалую часть доходов от деятельности нефтяных компаний, государственная власть не предложила им ничего взамен за исключением новых, более высоких ставок налогов и пошлин.

Нестабильность условий функционирования сказывается, прежде всего, на капиталоемких отраслях, где отдачи от инвестиций приходится ждать годами. Нефтяной сектор в силу своей высокой капиталоемкости очень чутко реагирует на изменения правил игры, в рамках которых ему приходится работать. Частое манипулирование ими порождает обилие рисков в деятельности компаний, набор которых на сегодняшний день в России шире, чем в странах с развитой экономикой. Компании в своем экономическом планировании вынуждены применять целый ряд способов противодействия рискам — таких, например, как сценарный анализ, рисковая надбавка к дисконтирующей ставке и другие.

Сегодня все наиболее значимые риски, с которыми сталкивается нефтяной сектор, можно разделить на три типа — геологические, ценовые и налоговые. Первые из них обусловлены тем, что в ходе геологоразведки запасы нефти, достаточные для промышленной добычи, могут быть не обнаружены и поэтому проект придется остановить, не получив от него никакой прибыли. В целом геологические риски определяются возможностями современных технологий по разведке месторождений, а также геологическими особенностями участка, на котором ведется разведка. Вследствие этого риски данного типа практически никак не связаны с институциональными условиями конкретной страны, в которой осуществляют деятельность компании. Более того, с развитием новых технологий риски такого рода снижаются, и становится возможным разрабатывать те месторождения, которые ранее считались нерентабельными.

Вторая группа рисков, с которыми сталкиваются нефтяные компании всего мира, — ценовые. Рыночные цены на нефть подвержены колебаниям, в результате чего прибыль компаний становится менее предсказуемой. Поскольку цены определяются положением дел на мировых рынках, то они также мало зависят от условий конкретной страны.

Наконец, третья группа — налоговые риски — связана с возможностью пересмотра ставок налогов или платежей, введения новых, отмены уже существующих и т.д. В противоположность геологическим и ценовым налоговые риски полностью зависят от того, в какой стране (или странах) работает конкретная нефтедобывающая компания, а их уровень — от стабильности налогового законодательства, являющегося важнейшей частью общих институциональных условий в экономике.

В экономически развитых странах изменения в налоговой системе — будь то корректировка налоговой ставки или вообще введение нового налога — происходят не слишком часто и не бывают неожиданными для работающих там компаний. Вопрос о целесообразности тех или иных изменений изучается обстоятельно и всесторонне, причем данный процесс носит открытый характер. Поэтому в распоряжении у компаний обычно имеется достаточно времени, чтобы соответствующим образом скорректировать свою деятельность и самое главное — свои долгосрочные планы. В такой ситуации стандартные методы учета рисков вполне применимы. К примеру, может быть использован сценарный анализ, поскольку набор альтернатив известен и изменяется нечасто...

•  Налоговая чехарда

В России — иная картина. Ставки налогообложения, жизненно важные для нефтяных компаний, меняются по нескольку раз в год, поэтому налоговые риски в нефтяном секторе сегодня довольно высоки.

К примеру, ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), одного из основных для нефтяников, определяется как произведение базовой ставки на поправочный коэффициент, зависящий от цен на нефть и курса доллара. Такая схема сложнее, чем принятая в мире — когда взимается фиксированный процент от стоимости добытой нефти, — однако она позволяет легко решить проблему трансфертного ценообразования.

Главное, однако, не в том, хорош или плох данный налог, а в том, что государственные органы часто принимают решения по повышению этой самой базовой ставки. В частности, после стабильного двухлетнего периода она была впервые увеличена 1 января 2004 г. — с 340 до 347 рублей за тонну; затем, в мае текущего года, президент подписал закон о ее повышении с 2005 г. до 400 рублей за тонну. Однако еще до вступления этой ставки в действие уже в августе она была опять повышена — до 419 рублей за тонну. Подобная чехарда вызывает недоумение: новая ставка НДПИ не успевает начать действовать, как ее снова повышают.

Похожая ситуация сложилась и с экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты. Фактические ставки зависят от цен на нефть, но главную проблему представляет постоянное изменение самой схемы определения ставок. Начиная с 1999 г. она трансформировалась уже четыре раза. А применительно к ставкам экспортных пошлин на нефтепродукты правильнее было бы говорить об отсутствии каких-либо схем вообще. До 2002 г. порядок установления пошлин даже не был опубликован. Затем, до августа нынешнего года, действовал принцип установления пошлин на нефтепродукты не выше 90% от экспортной пошлины на нефть. Сейчас эта планка понижена до 65%. В будущем ожидается очередной пересмотр механизма расчета пошлин. Однако, исходя из предшествующего опыта, этот новый механизм вряд ли продержится больше полутора лет.

•  Стратегия в тумане

Следует добавить, что налоговая система в России характеризуется не только своей изменчивостью, но и гипертрофированностью фискальной функции. В отношении нефтяного сектора это проявляется наиболее ярко: ставки НДПИ и экспортных пошлин регулярно повышаются. Государство интересует исключительно сбор налогов, причем в максимально возможном объеме. Все это создает для нефтяных компаний дополнительные риски в налоговой сфере, что подтверждают и они сами, заявляя, что налоговые риски для них сравнимы с ценовыми.

Кроме налоговой системы похожие проблемы существуют и в области административного регулирования деятельностью «нефтянки». Таким образом, фактор неопределенности приобретает все большее значение при выработке стратегий российских нефтяных компаний. Они оказываются сродни ежику из известного мультфильма, очутившемуся вдруг в густом тумане. Такая государственная политика заставляет нефтепроизводителей по-другому взглянуть на проблему рисков, уделяя ей все больше и больше внимания.

В ситуации высоких рисков стандартные методы анализа становятся неприемлемыми. К примеру, колебания цен на нефть невозможно описать в рамках сценарного подхода, то же самое и с изменениями в российской налоговой шкале, имеющими первоочередное значение для нефтяников. Конечно, всегда можно сформировать пессимистический, оптимистический или компромиссный сценарии, но компаниям это даст неточные, даже скорее «грубые» оценки, которые крайне проблематично использовать при расчете выручки, прибыли, и — что самое главное,— при планировании инвестиций. Как следствие, горизонт такого планирования постоянно уменьшается.





   © 2004 Openecon. Все права защищены.