Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




 Политические режимы стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза и их влияние на экономическое развитие


 Независимые производители газа


Расширенный поиск
     Главная   Публикации   Публикация в СМИ 


СМИ

Кому выгодны высокие цены на нефть?
Существует расхожее мнение, что высокие цены на нефть крайне выгодны российским нефтяным компаниям. На самом деле, нынешняя система налогообложения такова, что рост мировых цен даже снижает конкурентоспособность нефтедобычи
Аскеров Эльдар, Свиридова Алла
Независимая газета 14.01.2005

Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (IEA), мировой спрос на нефть в 2004 г. должен был достигнуть 82,4 млн. баррелей в сутки, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3,4%. В 2005 г. спрос возрастет еще на 1,8%. Рост спроса будет ограничен замедлением темпов экономического развития в мире, связанным отчасти с высокими ценами на нефть.

Высокие цены на нефть остаются важнейшим фактором, который оказывает влияние на развитие мировой экономики. В сложившихся условиях страны – экспортеры нефти стремятся воспользоваться благоприятной ситуацией. Фактическая добыча нефти странами ОПЕК превышает установленные квоты, а реальная возможность существенно увеличить экспорт нефти имеется лишь у Саудовской Аравии. По оценке Управления энергетической информации США (EIA), доход от нефтяного экспорта стран ОПЕК в 2004 г. должен был достигнуть 286,4 млрд. долл., что на 19% выше, чем в 2003 г.

За последние годы Россия усилила свое влияние на мировом нефтяном рынке, что позволяет ей претендовать на рост рыночной доли. За три квартала 2004 г. добыча нефти в стране возросла на 9,6% по сравнению с добычей за тот же период прошлого года. Поставки на экспорт увеличились на 13,9%, а доля экспорта в добыче составила 56%, четко обозначив приоритеты отрасли.

Экспорт является основным источником средств для развития производства, разработки новых месторождений, улучшения технологий. Не обладая качественными перерабатывающими мощностями, Россия вынуждена экспортировать сырую нефть. В перспективе ожидать увеличения экспорта нефтепродуктов также не приходится вследствие их низкого качества.

Рост мировых цен на черное золото в последние годы позволил государству изрядно поправить собственные финансы, а ужесточение налогообложения нефтянки на фоне деклараций государства о снижении налоговой нагрузки в других отраслях стало доминирующей стратегией российских властей.

Последнее повышение ставок экспортной пошлины привело к тому, что конкурентоспособность нефтедобычи стала снижаться по мере роста цен. Об этом свидетельствует индекс конкурентоспособности, рассчитываемый Институтом открытой экономики (ИОЭ) на основе сопоставления динамики мировых цен на нефть и издержек. Как ни парадоксально это звучит, но только если бы в летние месяцы 2004 г. цены на нефть марки «Юралс» держались на уровне до 29 долл. за баррель, нефтедобыча улучшила бы свою конкурентоспособность с введением новых ставок пошлин в августе.

Можно назвать по крайней мере две причины, приводящие к такому эффекту. С одной стороны, издержки нефтедобывающей отрасли растут вместе с ценами производителей в других отраслях и заработной платой. Это связано с тем, что предприятия, ориентированные на внутренний рынок, испытывают в последние годы значительное увеличение спроса. Рост цен на нефть, изначально стимулирующий лишь экспорт нефти, с 2000 г. стал влиять и на остальные отрасли. В российской экономике, все еще не характеризующейся большим горизонтом планирования, это преимущественно выливается в рост цен.

Транспортные расходы для российских производителей были и будут важнейшим элементом затрат. Загруженность трубопроводов заставляет нефтяные компании использовать более дорогие перевозки по железной дороге и приводит к потере рынков. Слабое развитие транспортной инфраструктуры сдерживает разработку ресурсов в Восточной Сибири и расширение рынков сбыта в Юго-Восточной Азии. В 2003 г. спрос со стороны Китая увеличился на 11%, а в 2004 г., по оценке IEA, еще на 14,6%. Несмотря на то что в 2005 г. темп прироста спроса китайской экономики на нефть снизится до 5,6%, он будет выше, чем увеличение спроса в странах Европы и Северной Америки (на 0,7% и 0,9% соответственно). По абсолютной величине прироста потребления Китай также опередит эти регионы, вместе взятые. Учитывая время, которое потребуется для согласования проекта и строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, можно с уверенностью утверждать, что перспектива снижения издержек поставок на быстрорастущие азиатские рынки откладывается на несколько лет. Промедление со строительством трубопроводов приведет к потере доли рынка, на которую Россия могла бы претендовать.

С другой стороны, большая часть дополнительной экспортной выручки изымается государством в виде налогов – НДПИ и экспортной пошлины. Можно понять желание государства извлечь сверхдоходы отрасли, однако пока не очевидно, что оно сможет распорядиться ими лучше самих нефтяников.

В сложившейся ситуации дальнейшее улучшение конъюнктуры мировых рынков, хотя и является оптимистичным сценарием для бюджета, для нефтяных компаний уже перестало быть таковым. В частности, желание компенсировать недополученные на внешних рынках прибыли стало одним из факторов недавнего взлета цен на бензин. При регулировании нефтедобычи государству следовало бы обращать внимание не только на конъюнктуру мировых рынков, но и на показатели развития отрасли.

Стоит отметить, что поток нефтедолларов не полностью оседает в России. Неубедительная политика государства по привлечению инвестиций не смогла остановить значительный вывоз капитала, наблюдавшийся на протяжении всей постсоветской истории России. И если в 2002–2003 гг. процесс удалось существенно ослабить, то по результатам трех кварталов 2004 г. вывоз капитала возобновился с новой силой, свидетельствуя о снижении инвестиционной привлекательности российской экономики.

Пока фискальные цели государства сконцентрированы на максимальном изъятии доходов крупнейшей отрасли российской промышленности. Однако, подрывая инвестиционные стимулы в нефтянке, само государство не торопится инвестировать ни в создание инфраструктуры нефтедобывающей отрасли, ни в создание предпосылок для инвестирования в других отраслях.





   © 2004 Openecon. Все права защищены.