Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




 Политические режимы стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза и их влияние на экономическое развитие


 Независимые производители газа


Расширенный поиск
     Главная   Публикации   Публикация в СМИ 


СМИ

Голландская болезнь: доктора вызывали?
Последние несколько лет характеризовались благоприятной для России ситуацией на мировых сырьевых рынках - например, за прошедшие 6 лет цены на нефть выросли в 4 раза. Во многом улучшение внешнеэкономической конъюнктуры и определило положительные экономические результаты. Тем не менее именно сырьевая ориентация нашей экономики не позволяет с уверенностью смотреть в будущее
Обрезков Олег, Сосунов Кирилл

Страны, опирающиеся только на сырьевой экспорт, обычно сталкиваются с существенными проблемами в долгосрочной перспективе. Как правило, изменения цен на сырье слабо предсказуемы. Колебания в мировых ценах добавляют неопределенность как в прибылях экспортеров, так и в бюджетных доходах "сырьевых" стран, львиную долю которых составляют налоги на экспорт.

Повышательная тенденция цен на природные ресурсы может также привести к развитию в экономике голландской болезни: производственные ресурсы перетекают из промышленности в сырьевой сектор. При этом предприниматели вкладывают деньги во что угодно, но не в промышленные отрасли - в такой ситуации наиболее рентабельное вложение - это захват месторождения природных ресурсов.

Не правда ли, ситуация знакома нам не понаслышке? В России получение доступа к нефтепроводу стало синонимом благополучия, а импортозамещающий сектор умер, так и не появившись на свет. В условиях благополучной внешнеэкономической конъюнктуры этот сектор оказывается не у дел - экспортной выручки вполне хватает, чтобы наводнить страну импортом.

В настоящее время главная опасность для российской экономики заключается в возможности снижения мировых цен на сырье. Ухудшение конъюнктуры сырьевых рынков негативно скажется как на торговом балансе, так и на доходах государства. Не исключено, что комфортные бюджетные профициты последних лет могут смениться дефицитами. Для решения этой проблемы предназначен недавно введенный Минфином РФ Стабилизационный фонд ("фонд будущих поколений").

Фонд формируется за счет экспортных пошлин на природные ресурсы, если мировые цены на ресурсы достаточно высоки. Очевидно, Стабилизационный фонд позволяет правительству сгладить свои расходы и доходы: в условиях низких цен на нефть использование Стабилизационного фонда предоставляет возможность исполнить бюджет без дефицита.

Использование Стабфонда как инструмента фискальной политики оправдано и с точки зрения корпоративного управления. Представим себе, что корпорация (наше общество) нанимает менеджера (государство) для осуществления определенных управленческих функций (предоставления общественного блага). Тогда, согласно теории агентских отношений, возникает конфликт между корпорацией и менеджером. Менеджер злоупотребляет привилегиями, предоставленными корпорацией, для своих собственных интересов.

От противостояния "общество-государство" проигрывает общество - общественное благо предоставляется на заниженном уровне, а бюджетные деньги расходуются на частное потребление чиновников. В этой ситуации, для того чтобы избежать неэффективного использования средств налогоплательщиков, часть бюджетных доходов следует направить в жестко управляемый Стабилизационный фонд.

Кроме этого, принято считать, что Стабилизационный фонд служит одним из лекарств от голландской болезни. Это не совсем так. Само по себе наличие "денег в кубышке" не может снять "сырьевую зависимость" экономики и помочь развитию промышленности. Вопрос в том, как и когда расходовать средства из Стабфонда.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, только излишки Стабфонда сверх 500 миллиардов рублей могут быть использованы для бюджетных целей. По предварительным оценкам, на начало сентября текущего года объем Стабилизационного фонда РФ составляет 305,9 миллиарда рублей, а к концу года министерство финансов планирует довести этот показатель до 574 миллиардов рублей. Рубеж в 500 миллиардов явно не за горами. Возникает вопрос - как наиболее эффективно применить средства из Стабфонда?

В настоящее время активно обсуждается две возможные альтернативы. Первый вариант предполагает использовать деньги Стабфонда для досрочного погашения внешнего долга (на этом настаивают международные кредитные организации - в частности МВФ). Вторая альтернатива состоит в направлении денег на сокращение дефицита Пенсионного фонда РФ, связанного с реформированием единого социального налога. Еще в августе в парламенте было предложено направить 168 миллиардов рублей из средств Стабилизационного фонда на выплаты по внешнему долгу и 74,6 миллиарда рублей в Пенсионный фонд.

Нам кажется, что ни один из представленных вариантов не является оптимальным. Для того чтобы ослабить сырьевую ориентацию российской экономики и увеличить диверсификацию производства, деньги Стабфонда имеет смысл направить на поддержку высокотехнологичных отраслей. В идеале государство должно только предоставлять финансирование наилучшим из конкурирующих инвестиционных проектов. Даже если какие-то из выбранных проектов окажутся неудачными, успешная реализация части проектов послужит положительным сигналом и улучшит инвестиционный климат в стране.

Кстати

Правительство РФ сегодня рассмотрит законопроект, касающийся расходования полученных в этом году дополнительных доходов бюджета, сообщил вице-премьер Александр Жуков.

Планируется выделить пять миллиардов рублей для "лизингового приобретения сельхозтехники". Это, по словам Жукова, позволит обеспечить сельхозпроизводителей современной техникой, а также загрузить предприятия, производящие эту технику.

На социальную защиту инвалидов будет направлено 6,3 миллиарда рублей, еще более трех миллионов рублей пойдет на другие социальные расходы, сообщил Жуков.

Он также отметил, что 6,6 миллиарда рублей будет направлено в регионы РФ для подготовки к зиме и подготовке к переходу на льготные выплаты. Кроме того, более шести миллиардов рублей будет направлено на дорожное строительство в регионах, 12 миллиардов рублей - на транспортную инфраструктуру и культурные ценности. РИА "Новости".





   © 2004 Openecon. Все права защищены.