Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




 Независимые производители газа


 Политические режимы стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза и их влияние на экономическое развитие


Расширенный поиск
     Главная   Публикации   Публикация в СМИ 


СМИ

Государство как генератор налоговых рисков
Регулирование. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings выразило мнение, что политические, налоговые и лицензионные риски снижают кредитоспособность нефтегазового сектора
Доронин Евгений

Сегодня неопределенность становится главным фактором в формировании стратегий российских нефтяных компаний. Причем основную роль в процессе создания рисков играет государство. В недавно вышедшем пресс-релизе такую точку зрения поддержало международное рейтинговое агентство Fitch Ratings. Его эксперты отмечают, что политические риски и неопределенность, связанная с ростом налогов и неотработанностью механизма лицензирования, снижают кредитоспособность нефтегазовых компаний.

Налоговые риски связаны с ожиданием пересмотра ставок налогов, введения новых налогов или платежей, а также отмены существующих. В отличие от других рисков, таких как геологические или ценовые, налоговые полностью определяются политикой государства, на территории которого работает нефтедобывающая компания. Уровень налоговых рисков зависит от стабильности фискального законодательства, которое является важнейшей составляющей общих институциональных условий в экономике.

В экономически развитых странах изменения в налоговой системе — будь то корректировка ставок или введение новых налогов — не происходят слишком часто и неожиданно для компаний. Вопрос о целесообразности изменений изучается обстоятельно и всесторонне, это обсуждение носит открытый характер. Поэтому в распоряжении у компаний обычно имеется достаточно времени, чтобы соответствующим образом скорректировать свою деятельность и самое главное — свои долгосрочные планы. В такой ситуации применимы стандартные методы учета рисков. В частности, поскольку набор альтернатив известен и изменяется не часто, может быть использован сценарный анализ.

В России иная картина. Ставки налогообложения, жизненно важные для нефтяных компаний, меняются по нескольку раз в год, поэтому налоговые риски в нефтяном секторе сегодня довольно высоки.

Базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), одного из основных для нефтяников, за три года поменялась три раза. После стабильного двухлетнего периода она была повышена первый раз в 2004 году с 340 до 347 рублей за тонну, а затем в мае текущего года президент подписал закон о ее повышении с 2005 года до 400 рублей за тонну. Однако еще до вступления этой ставки в действие уже в августе она была опять повышена — до 419 рублей за тонну. Новая ставка НДПИ не успевает вступить в действие, как правительство ее снова повышает.

Похожая ситуация сложилась с экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты — проблему представляет постоянное изменение схемы определения ставок пошлин. Схема расчета ставки экспортной пошлины на нефть с 1999 года менялась четыре раза, а применительно к ставкам экспортных пошлин на нефтепродукты правильно было бы говорить об отсутствии каких-либо схем вообще.

Все это создает для нефтяных компаний дополнительные риски в налоговой сфере, и пока нет причин ожидать снижения этих рисков. Сценарный анализ здесь уже не подходит, поскольку альтернативы выделить практически невозможно. Поведение налоговой системы становится все более похожим на поведение цен на нефть, которые меняются почти непредсказуемо. Это подтверждают и сами компании, заявляя, что налоговые риски для них сравнимы с ценовыми.

Кроме налоговой системы похожие проблемы существуют и в области административного регулирования деятельности нефтяного сектора, например в сфере лицензирования геологоразведочной деятельности.

В ситуации высоких рисков стандартные методы анализа становятся неприменимы. К примеру, изменения цен на нефть невозможно описать в рамках сценарного подхода. Изменения в российских налогах, имеющих первоочередное значение для нефтяников, в сложившейся ситуации тоже стало трудно описывать с помощью сценариев. Конечно, всегда можно сформировать пессимистический, оптимистический и компромиссный сценарии, но компаниям это даст неточные, даже грубые оценки, которые крайне проблематично использовать при расчете выручки, прибыли и — самое важное — при планировании инвестиций. Как следствие горизонт планирования уменьшается.

В ситуации, когда будущее выглядит туманным, неопределенность становится основным фактором в формировании стратегии нефтяных компаний. В итоге стратегия становится все более краткосрочной и наметившиеся было перспективы долгосрочного и устойчивого развития российской экономики превращаются в иллюзию.



  GovernmentAsAGeneratorOfTaxRisks.pdf (PDF, 156 kb)


   © 2004 Openecon. Все права защищены.