Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




 Политические режимы стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза и их влияние на экономическое развитие


 Независимые производители газа


Расширенный поиск
     Главная   Публикации   Публикация в СМИ 


СМИ

Бюджет 2005: сколько денег у государства и как оно их тратит?
Согласно проекту федерального бюджета на 2005 год расходы составят 3 трлн. руб., а отчисления в Стабилизационный фонд – 388 млрд. руб., что составляет 13% от расходов. Сколько же «лишних» денег планирует собрать правительство, и на что их истратить, - основные вопросы бюджета-2005
Шарипова Елена
opec.ru 07.09.2004

Согласно проекту федерального бюджета на 2005 год расходы составят 3 трлн. руб., а отчисления в Стабилизационный фонд – 388 млрд. руб., что составляет 13% от расходов. Сколько же «лишних» денег планирует собрать правительство, и на что их истратить, - основные вопросы бюджета-2005.

21 августа Министерство финансов представило окончательный вариант проекта бюджета на 2005 год. Сумма доходов и расходов, а также профицита – выглядят впечатляющими. Доходы в следующем году должны составить 110 млрд. долл., а расходы – 101 млрд. долл. (по прогнозному обменному курсу). Профицит бюджета составит около 9 млрд. долл., отчисления в Стабфонд – 7 млрд. долл., а выплаты по основному вешнему долгу – 11,5 млрд. долл.

Сколько же “лишних” денег?

На протяжении последних четырех лет проблема дефицита бюджета плавно превратилась в проблему бюджетного профицита. В 2000-2003 гг. профицит федерального бюджета в среднем составлял 2% ВВП и использовался в основном на выплаты по внешнему долгу. Но в связи с тем, что доходов все больше, а политика правительства направлена на снижение роли государства в экономике, остаются “лишние” деньги. Действительно, профицит практически стал равен погашению по основному внешнему долгу, а ведь есть еще заимствования и выплаты долгов других государств. В 2003 году правительство принимает решение о создании Стабилизационного фонда для формирования финансового резерва в годы с благоприятной внешней конъюнктурой и финансирования расходов – в неблагоприятные. Согласно законодательству, “средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные целив случае, если накопленный объем средств фонда превышает 500 млрд. рублей” (16 млрд. долл.).

Источниками наполнения Стабилизационного фонда являются дополнительные доходы, полученные от вывозных таможенных пошлин и НДПИ на нефть, а также остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, независимо от причин их образования. Дополнительные доходы составляют поступления в результате превышения цены нефти марки “Urals” на мировых рынках над базовой ценой – 20 долл./баррель. Правительство определило, что средние цены на нефть в 2005 году составят 28 долл./баррель. Согласно данным оценкам в проекте Министерства финансов записаны отчисления в Стабилизационный фонд – 388 млрд. рублей, и профицит бюджета – 278 млрд. рублей. Как же соотносятся эти цифры, и сколько реально бюджет будет иметь “лишних” денег: профицит, поступления в Стабилизационный фонд или намного больше?

Суммарные планируемые дополнительные – это доходы сверх цены отсечения – 388 млрд.рублей, но часть из них, а именно 197 млрд. рублей, будет истрачена на внешний долг и дефицит Пенсионного фонда. На то, что осталось – 221 млрд. рублей – увеличиваются резервы в Стабфонде. В принципе, этот остаток должен совпадать с профицитом бюджета, но профицит выше увеличения Стабфонда на 57 млрд. рублей. Возможно, это несовпадение связано с “какими-то” остатками бюджетных средств, которые уже не первый год выпадают из бюджетной схемы (хотя по закону они должны также перечисляться в Стабфонд).

Таблица 1. Основные показатели федерального бюджета

% ВВП

Закон о бюджете-2004

Ожидаемое исполнение бюджета-2004

Проект бюджета-2005

Доходы

17.9

21.5

17.8

Расходы

17.4

17.8

16.3

Профицит

0.5

3.7

1.5

 
 
 
 
Стабфонд на конец года

0.5

3.7

4.2

Поступления в Стабфонд

0.5

3.0

2.1

Использование Стабфонда

0.0

0.0

0.8

Изменение остатков

0.0

0.7

0.7


Сумма “выпадающих” остатков выглядит незначительной относительно возможных реальных сверх поступлений. Доходов федерального бюджета может быть намного больше, чем заложено в проекте, так как они напрямую зависят от цен на нефть. В среднем изменение цены на 1 долл./баррель приводит к росту доходов на 0.24% ВВП или, при новом налоговом законодательстве, каждый дополнительный доллар в цене на нефть приносит бюджету не менее 2 млрд. долларов. Таким образом, если средние цены на нефть в 2005 году составят 32 долл./баррель, то дополнительные доходы сверх заложенных в бюджете превысят 6 млрд. долл. Это приведет к тому, что объем Стабфонда увеличится к концу 2005 года до 32 млрд. долларов, а не до 26 млрд. как планирует правительство.

В целом, по оценкам Минфина, в Стабфонд в 2004 года поступит 16 млрд. долларов, в 2005 году – 13 млрд., истрачено – 5.5 млрд. Снижение поступлений связано с прогнозом средней цены на нефть 28 долл./баррель, хотя средняя цена в текущем году будет не менее 31 долл./баррель. Однако уже в этом году будет преодолен порог “неприкосновенного запаса” и появится возможность тратить деньги. Тратить деньги Стабфонда собираются только на внешний долг (3.1 млрд. долларов) и дефицит Пенсионного фонда (2.5 млрд. долларов). Сколько же будет действительно потрачено, покажет (возможно) исполнение бюджета.

Сколько правительство и ЦБ в целом накопили резервов для сглаживания внешних шоков в будущем? Золотовалютные резервы России на текущий момент составляют около 90 млрд. долл., увеличившись с начала года на 12 млрд. долларов. Это достаточно значительная цифра, если вспомнить, что в начале 2003 года резервы не превышали 50 млрд. долл., а в 1999 были менее 12 млрд. долл. К концу этого года Центральный Банк планирует увеличение резервов до 100 млрд. долл., что соответствует годовому приросту в 22 млрд. долл. Заметим, что в данную сумму входят средства Стабилизационного фонда. Относительно же Китая, где на конец июня 2004 года золотовалютные резервы составили 471 млрд. долл., увеличившись за полгода на 67 млрд. долл., рост резервов в нашей стране выглядит уже не таким впечатляющим.


Основные расходы государства

Несмотря на высокие бюджетные доходы, расходы в реальном выражении сокращаются с 17.7% ВВП в среднем за 2003-2004 гг. до 16.3% ВВП в 2005 году. В номинальном выражении расходы в следующем достигнут 3 млрд. рублей, но увеличатся по отношению к текущему году лишь на 9%, т.е. фактически совпадут с ожидаемой инфляцией.

Население Российской федерации составляет около 143 мнл. человек, следовательно, на каждого гражданина нашей страны в 2005 году федеральное правительство израсходует в среднем 700 долларов. Много это или мало? Если сопоставить данные о расходах центральных правительств в разных странах по паритету покупательной способности (ППС), то можно заметить, что существует четкая зависимость государственных расходов на душу населения и уровнем жизни. Так в России в среднем за последние четыре года федеральные расходы по ППС составили около 1 тысячи долларов, а в странах Восточной Европы и СНГ в среднем – более 2,4 тысяч долларов в год. В развитых странах ситуация еще более “государственная” – правительства тратят около 11,5 тысяч долларов в год на человека. Данное соотношение достаточно очевидно: чем богаче государство, тем больше оно может себе позволить тратить на своих граждан.

Насколько же “соответствуют” расходы государств их богатству, т.е. насколько много тратит богатое государство или насколько мало тратит бедное? Сравним общие расходы государства (их долю в ВВП) и уровень жизни населения (ВВП на душу населения). Анализ развитых стран и стран с переходными экономиками в целом также показывает положительную зависимость участия государства в экономике и богатства государства. Однако это не всегда верно при сравнении отдельных государств. Так уровни жизни в Чехии, Венгрии и Корее близки между собой, но, несмотря на это, государственные расходы в странах Восточной Европы составляют около 50% ВВП, а в Корее - 18% ВВП. С другой стороны, Россия, Балтийские страны, Швеция и США имеют одинаковый уровень расходов, но весьма разные уровни жизни. Вероятно, более логично анализировать отдельно группы стран: страны с устоявшейся экономической и фискальной системой и трансформирующиеся экономики; и рассматривать постепенное сближение трендов развития этих стран.
Россия и страны бывшего СССР
Россия и развитые страны

В России общие расходы государства (расходы расширенного правительства) находятся на уровне 36% ВВП, что соответствует среднему уровню стран с переходными экономиками. В странах западной Европы и Канады расходы достигают 50% ВВП, в Японии – 23% ВВП. Интересно отметить, что реальное участие государства в США практически совпадает с российскими показателями. Так в 2000 году общие государственные расходы в Соединенных Штатах составляли порядка 37% ВВП, а в России – около 36% ВВП. Кроме того, в структуре общих расходов доля центрального правительства в США и России очень близка – 12-14% ВВП. Основное различие состоит в заметно большей доле региональных и местных расходов в США, чем в нашей стране, а также в более высокой доле расходов социальных фондов в России.
Расходы расширенного правительства России и США 2000 г. %ВВП

Безусловно, дело не только в количестве бюджетных средств, но и в качестве расходов, а, главное, в определении стратегических приоритетов государственной политики. Основными статьями бюджетов всех государств являются расходы на укрепление государства (оборона, правоохранительная деятельность) и социальные расходы (здравоохранение, образование, пенсии). Именно определением долей по этим статьям и выделяются приоритеты государственной политики. Межстрановой анализ показывает, что во всех странах доля социальных расходов значительно выше, чем “силовых”, однако соотношение между этими долями различно. Так в развитых странах доля “силовых” расходов составляет в среднем 14% расширенного бюджета, доля “социальных” – 55%, в странах с переходными экономиками эти показатели соответственно равны 16 и 50%. Россия значительно выделяется на фоне даже стран бывшего соцлагеря, где в последние годы расходы на укрепление государства составляют около 20%, а на социальную сферу – лишь 36 %.
Распределение расходов на обороун и социальную сферу (% всех расходов) 2000-2001

Большие “силовые” расходы объясняются не только объективными причинами (большой протяженностью границ, противостояние НАТО), но и субъективными (низкой эффективностью расходов и большим экспортом военной продукции). Россия относительно много тратит денег на силовые меры и относительно мало на социальные. Возможно, именно в сокращении военных расходов и находится потенциал будущего экономического роста. Тем не менее, в проекте бюджета на 2005 год заложено увеличение расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности на 26% относительно текущего года, и составит более 30 млрд. долларов. Данное увеличение расходов возможно и было бы эффективным с точки зрения безопасности российских граждан, если бы эти расходы использовались более эффективно.


Эффективность накопления

Рассматривая бюджетную политику РФ можно выделить две основные тенденции – увеличение доли “силовых” расходов и стремительное накопление финансовых резервов. И если первое связано, скорее, с политическими стратегиями государства, то второе – с экономическими.

В принципе, создание резервного фонда основано на теоретических проблемах экономики, где рассматриваются межвременная оптимизация расходов и максимизации распределения благосостояния между поколениями. Политика “откладывания” расходов на будущее является оптимальной для ресурсо- экспортируемых стран, с точки зрения сглаживания внешних рисков. Особенно она будет действенной для стран, где эффективность государственных расходов находится на низком уровне, но постоянно улучшается. Именно в таких странах “отложенные” сегодня расходы не просто являются запасами на будущее, но и будут реальнобольше завтра благодаря их более эффективному использованию.

Таким образом, откладывать расходы возможно и разумно, но при этом надо проводить структурные реформы самого государственного управления и повышать эффективность государства.

Критика накопления резервов состоит в оценке влияния текущих гос. расходов на рост производства и инвестиционные стимулы. Сокращение расходов государства не только снижает текущее благосостояние населения, но и будущие доходы от производства из-за упущенных инвестиционных возможностей. Это особенно важно для экономик, в которых объем физического капитала находится на низком уровне, и поэтому более эффективно его наращивать, а не держать в финансовых активах.

И все же страна богатеет с каждым годом. Единственное, что плохо – богатеет не из-за роста производительности, а за счет высоких мировых цен на нефть и быстро растущего экспорта ее же. Эффективна ли эта стратегия накопления, а не вложения ресурсов в нефинансовый капитал: физический - инвестиции в реальный сектор или человеческий – социальные расходы, – не очевидно. В четверг 26 августа проект бюджета-2005 поступил в Государственную Думу, и теперь только там народные избранники смогут изменить стратегию экономического развития России.





   © 2004 Openecon. Все права защищены.