Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




 Независимые производители газа


 Политические режимы стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза и их влияние на экономическое развитие


Расширенный поиск
     Главная   Публикации   Публикация в СМИ 


СМИ

Гражданский оборот недр как рог изобилия
Существующий запрет на частную собственность в сфере недропользования приводит к тому, что повышаются риски и издержки финансирования добывающих отраслей. Между тем, на примере золотодобывающей отрасли было показано, что появление возможности передачи прав на разработку месторождения без согласования с государством могло бы способствовать привлечению дополнительных долгосрочных инвестиций в размере от 400 млн. до 2 млрд. долларов в одну только эту отрасль.
Венедиктов Аркадий, Осаковский Владимир
Известия 27.05.2004

Либерализация законодательства в сфере недропользования, даже частичная, способна значительно увеличить приток инвестиций в ряд добывающих отраслей российской экономики, особенно вне нефтегазового сектора. В частности, обретение пользователями недр возможности передачи прав на разработку месторождения без согласования с государством способно существенно повысить конкурентоспособность, снизить риски и издержки финансирования добывающих отраслей.

Существующий запрет на частную собственность в сфере недропользования уже привел к появлению разнообразных предложений, призванных его обойти. Одной из последних инициатив по данной проблематике стало предложение Председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина Завадникова, о введении в деловой оборот так называемого «исключительного права пользования участками недр», взамен существующей практики выдачи лицензий. Сложная юридическая конструкция предполагает вовлечение природных ресурсов в гражданский оборот. Таким образом, обеспечивается возможность продажи, дарения и залога участков недр, при сохранении прав собственности у государства.

Конечно же, для обеспечения гражданского оборота недр существуют лазейки и в действующем законодательстве. Так, вместо покупки месторождения возможна покупка самого добывающего предприятия, имеющего на него лицензию. Однако этот способ сложен юридически и далеко не всегда бывает приемлемым по корпоративным соображениям. Да и в целом, законодательство должно не расширять рынок юридических услуг по поиску лазеек в этих законах, а создавать условия для развития реального сектора экономики.

В то же время, каким бы способом в итоге не оказалось реализовано право свободного распоряжения недрами, одна только возможность свободной передачи прав на их использование способна облегчить существующую проблему финансирования капитальных вложений мелкими и средними добывающими предприятиями.

К сожалению, достаточно распространенное в последние годы мнение об исключительно благоприятных условиях доступа к внешнему финансированию добывающих компаний на практике оказывается верным только для крупных финансово-промышленных групп. Для средних и мелких компаний, доступ к внешнему финансированию остается крайне ограничен, прежде всего по причине отсутствия или недостаточности ликвидного обеспечения. В связи с этим, реальными возможностями по привлечению финансовых средств сейчас обладает только узкий круг предприятий, которые таким обеспечением располагают.

Войти в этот «узкий круг» со стороны сложно, так как для того чтобы стать «крупным предприятием с ликвидными активами», зачастую необходимо кредит взять. В то же время, для того чтобы его получить, надо уже быть «крупным предприятием с ликвидными активами».

Более того, само приобретение права на разработку недр на аукционах уже требует существенных объемов финансовых ресурсов. Учитывая это, можно говорить, что используемый механизм недропользования делает возможным лишь «олигопольный» сценарий развития всего добывающего сектора экономики. Причиной тому является высокий уровень начальных расходов, который эффективно отсекает не только малый, но даже и средний бизнес.

Cуществующее положение вещей не только ограничивает появление новых добывающих предприятий, но и эффективно «выдавливает» пока ещё действующие в добывающей отрасли небольшие предприятия. Ведь зачастую имущества таких предприятий не хватает даже для получения кредита на финансирование закупки и доставки ГСМ и запчастей, не говоря уже о таких «мелочах» как обновление оборудования, геологоразведка и прочее. При этом, лицензия является единственным по настоящему ценным активом их баланса. Этот актив, однако, после получения, по практической ценности мало чем отличается от устава предприятия, хранящегося в архиве. В результате, после проведения аукциона, средства, затраченные на приобретение лицензии, в условиях невозможности ее залога оказываются замороженными.

Наиболее ярко инвестиционный эффект от свободной передачи прав на недропользование будет виден в золотодобывающей промышленности. В данном кластере традиционно присутствует множество мелких предприятий, артелей, экспедиций и т.п. Прекращение их деятельности может привести к ликвидации рабочих мест в отдаленных и проблемных регионах России, снижению объемов добычи золота с негативными последствиями для бюджета и выводу из эксплуатации значительной части балансовых запасов. В данном случае, крупные игроки золотого рынка не смогут заполнить образующийся пробел, поскольку для них эксплуатация мелких месторождений является экономически и стратегически нецелесообразной.

Предлагаемая либерализация законодательства о недрах окажется полезной не только для небольших, но также и для крупных предприятий добывающих отраслей. В целом по России, исходя из имеющихся данных по общему объему разведанных месторождений золота, которые на сегодня по разным оценкам составляют около 3500 тонн, можно говорить о реальной возможности дополнительного привлечения долгосрочных инвестиций в размере от 400 млн. до 2 млрд. долларов в одну только эту отрасль.

Разумеется, кредитование предприятий золотодобывающего сектора и на сегодняшний день является привлекательным направлением деятельности банковского сектора. В то же время, такое кредитование в подавляющей своей массе является краткосрочным, и используется как источник пополнения оборотных средств для финансирования сезонной добычи. При этом, возможности по использованию банковских кредитов для долгосрочных капиталовложений крайне ограничены.

В целом, необходимость в совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере недропользования назрела давно. Наиболее ярко, проблема обеспечения прав собственности проявилась на примере конфликта между недропользователями и предыдущим руководством МПР России, приведшим к отзыву нескольких десятков лицензий у эффективно работающих золотодобывающих предприятий в Хабаровском крае. Четко и ясно прописанный механизм недропользования позволил бы избежать подобных негативных ситуаций.



   © 2004 Openecon. Все права защищены.