Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




 Независимые производители газа


 Политические режимы стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза и их влияние на экономическое развитие


Расширенный поиск
     Главная   Публикации   Публикация в СМИ 


СМИ

Реформа правительства: риск неопределенности
Реформу кабинета министров справедливо связывают с намерениями президента в последующие четыре года вплотную заняться административной реформой. Тем не менее, это решение чревато последствиями более глобальными, чем перераспределение административных функций внутри кабинета и увеличение эффективности его работы. В результате реформы правительства президент значительно расширил свои исполнительные полномочия, оттеснив премьер-министра на второй план.
Ситников Алексей
Газета.ru 11.03.2004

Создаваемая сейчас структура государственной власти отличается исключительной неэластичностью к внешним возмутителям.

Реструктуризация правительства – событие знаковое по многим показателям. В первую очередь, эти решения справедливо связывают с намерениями президента в последующие четыре года вплотную заняться административной реформой. Тем не менее это решение чревато последствиями более глобальными, чем перераспределение административных функций внутри кабинета министров и увеличение эффективности его работы. В результате реструктуризации кабинета министров президент значительно расширил свои исполнительные полномочия, оттеснив премьер-министра на второй план. Как отразится подобный шаг президента на политическом курсе России в среднесрочной и долгосрочной перспективе?

Согласно Конституции 1993 года, Россия является режимом смешанного типа: исполнительную власть представляют и президент, и премьер-министр, назначение которого требует одобрения Государственной думы. Нередко процесс назначения премьер-министра приводил к жестким конфликтам между исполнительной и законодательной властью, а правительство позволяло себе действовать политически самостоятельно.

Теперь, когда Кремль имеет полный контроль над Государственной думой и правительством, система сдержек и противовесов фактически прекратила свое существование. Ограничителем власти президента являются лишь Конституция РФ и федеральное законодательство. Вновь сформированное правительство отличается не виданной до сих пор лояльностью по отношению к президенту и фактически несет прямую ответственность только перед главой государства.

С одной стороны, такая ситуация идеально подходит для эффективной и быстрой реализации пакета экономических и социальных программ действующей администрации. Президент значительно усилил либеральный блок в правительстве, показав тем самым намерение продолжить курс экономических реформ. По похожему сценарию в 80-х годах прошлого века проходила экономическая либерализация в некоторых странах Латинской Америки. Даже сам термин "изолированная бюрократия" имеет латиноамериканские корни.

С другой стороны, подобная монополия на власть чревата потенциально весьма негативными последствиями для дальнейшего развития политической системы в России. Президент России сконцентрировал в своих руках огромное количество власти, в то время как концентрации ответственности не произошло. В развитых демократиях, в том числе и президентских, глава государства четко ассоциирует свои действия с программой политического объединения или партии, членом которой он является. В свою очередь, избиратели, голосующие за президента, ясно осознают, что политика исполнительной власти отражает не только личные взгляды главы государства и взгляды людей в его ближайшем окружении. В таких системах президент опирается на более широкий спектр социальных предпочтений, представленных в парламенте. В случае провала политики правящей партии она теряет большинство в парламенте и, как правило, проигрывает на президентских выборах.

Система развитых президентских режимов отличается гибкостью и защищена от деструктивного влияния внешних раздражителей. В случае смены главы государства или поражения партии президента на выборах система начинает функционировать как парламентская. Примером такого государственного устройства является Франция. Президент Французской Республики управляет государством при активном участии кабинета министров, который формируется на основе парламентского большинства. Тем самым даже в случае смены большинства обеспечивается непрерывность в процессе исполнения воли избирателей.

То, что только что произошло в России, отличается от традиционной практики и по форме, и по содержанию. Президент России формально не является членом ни одной политической партии. Он имеет прямой мандат от избирателей, который никак не зависит от партийного большинства в парламенте. Действительно, "Единая Россия" активно поддерживает политику и имеет большинство в Государственной думе. Однако опасность подобной ситуации заключается в том, что нынешнее большинство в парламенте является проекцией личной популярности Владимира Путина, а не следствием четко выраженных идеологических предпочтений электората. Единственной идеологией "Единой России" является идеология государственности, главным инициатором и проводником которой и выступает президент.

Как следствие, такая система управления становится чрезвычайно чувствительной к изменениям любых компонентов политической или экономической конъюнктуры.

Многие из заявленных проектов нынешней администрации вряд ли будут завершены до истечения второго и последнего срока президентства Владимира Путина. Кроме того, реализация многих задач, поставленных президентом, требует поддержки общества, а многие зависят от внешних экономических факторов.

В такой ситуации создание жесткой вертикали власти, основанной целиком и полностью на личной популярности президента, в долгосрочной перспективе – шаг весьма рискованный. Через четыре года внешняя конъюнктура может измениться, "Единая Россия" может потерять большинство в парламенте, президентом может стать не "официальный преемник", а демократически избранный представитель оппозиции и т. д.

Создаваемая сейчас структура государственной власти отличается исключительной неэластичностью к внешним возмутителям. В случае изменения политической ситуации через четыре года политическая система России не сможет функционировать по французскому варианту просто потому, что президент России наделен много бoльшими властными полномочиями, чем президент Франции. Даже в отсутствие большинства в парламенте президент может управлять страной фактически единолично, при помощи своих обширных законодательных и исполнительных полномочий. Однако в условиях противостояния президента и парламента будет почти невозможно достичь тех амбициозных целей, о которых теперь говорит президент.

Получается, что из благих побуждений исполнительная власть создает систему, которая отвечает нуждам дня сегодняшнего, но формирует неблагоприятные условия в долгосрочной перспективе.

Если Россия выбирает путь демократического развития, то совершенствование системы управления должно проводиться открыто и опираться на предпочтения электората. Осуществить такие реформы нелегко, но отдача от их реализации перекроет любые краткосрочные потери. Процесс концентрации власти в одних, пусть даже самых аккуратных и взвешенных руках создает прецедент авторитарности, которая с демократией не имеет ничего общего.



   © 2004 Openecon. Все права защищены.