Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




 Политические режимы стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза и их влияние на экономическое развитие


 Независимые производители газа


Расширенный поиск
     Главная   Исследования   Политическая экономия 


Политическая экономия

ANALYTICS
WORKING PAPERS
 
10 января 2005
Политические режимы стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза и их влияние на экономическое развитие
Кунов Андрей, Ситников Алексей, Шакин Дмитрий, Шульга Иван, Шульгин Сергей

В чем заключаются основные различия в политических режимах стран постсоветского блока? Как эти различия связаны с вероятностью возникновения авторитарного режима в каждой из рассматриваемых стран? Как различия в политическом устройстве постсоветских стран повлияли на их экономическое развитие? Возможен ли стабильный экономический прогресс без улучшения демократических институтов?

Цель данного исследования - попытаться ответить на эти вопросы.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Анализ политических систем стран постсоветского блока
    2.1 Что такое парламентские и президентские режимы?
    2.2 Сравнение президентских и парламентских типов режимов в странах ЦВЕ
    2.3 Уровень полномочий исполнительной власти
    2.4 Парламент и партийная система
    2.5 Независимость судебной власти
    2.6 Эффективность бюрократии
    2.7 Политические права и свободы

3. Влияние политических систем на экономическое развитие
    3.1 Президентские полномочия и устойчивость роста
    3.2 Влияние политической системы на экономическое неравенство
    3.3 Экономическая либерализация и макроэкономическая стабилизация

 
10 ноября 2004
Влияние политической системы на экономическое развитие пост-советских государств
Кунов Андрей, Шакин Дмитрий

С момента распада Советского Союза прошло более 13 лет. За это время бывшие социалистические страны и советские республики пережили радикальные перемены в своем политическом и экономическом развитии. В то же время, некоторые из них смогли увеличить уровень жизни своих граждан и сформировать демократические институты, другие пережили значительное падение национального дохода и политический регресс. Были и такие, кто смог за последние годы добиться высокого экономического роста без фундаментальных изменений политических институтов. Возникает вопрос: насколько различия в политическом устройстве пост-советских стран повлияли на их экономическое развитие? И в чем это влияние проявляется сейчас и к чему может привести в будущем?


 
01 ноября 2004
Российский электорат: от стабильности к непредсказуемости
Ситников Алексей, Шакин Дмитрий, Мягков Михаил

По прошествии почти года со времени последних выборов депутатов Государственной Думы четвертого созыва и переизбрания Владимира Путина на второй президентский срок уже мало кто вспоминает о том, сколько процентов голосов избирателей получила Единая Россия или о том, с каким отрывом от лидера финишировал в президентской гонке коммунист Николай Харитонов. Не дали однозначных результатов и попытки оппозиции провести альтернативный подсчет голосов на выборах в Государственную Думу. Результаты президентских и парламентских выборов 2003-2004 года в России оставляют без ответа много важных и интересных вопросов.

Почему в 2003 году, в отличие от избирательных кампаний 1995 и 1999 года, партии власти сопутствовал грандиозный успех, в то время как и либеральные политики и коммунисты потерпели сокрушительное поражение? Если и коммунисты и "либералы" потеряли голоса, то кто и в каких пропорциях их приобрел? Как изменилась поддержка, партии власти в 2003 году по сравнению с выборами 1999 года. Все ли голоса "Единства'' и "Отечества'' перешли в портфель "Единой России"? Из каких источников черпал свою электоральную поддержку блок "Родина"? И наконец, люди какой идеологической ориентации остались в день выборов дома? Все эти вопросы можно резюмировать в более общей форме: Насколько последователен или предсказуем российский электорат и насколько его идеологические предпочтения стабильны во времени?

 
10 сентября 2004
Сколько власти у власти?
Ситников Алексей, Кунов Андрей

Россия уже много лет как перестала быть диктаторским режимом, но до сих пор не стала полноценным демократическим государством. Один из самых главных вопросов, способных перевесить чашу весов в любую из сторон, касается объема полномочий и ограничений власти президента. С разной степенью активности, этот вопрос обсуждается еще с того момента, когда была принята действующая Конституция, то есть почти десять лет. Тем не меннее, в обществе до сих пор нет согласия по этому вопросу.

 
01 сентября 2004
Экономическое развитие: эффективность или социальная справедливость
Ситников Алексей, Шакин Дмитрий

Наличие у страны природных ресурсов создает уникальную возможность для ее ускоренного экономического и социального развития. То, насколько эта возможность будет реализована, зависит, в первую очередь от государства. В данной работе проводится сравнительный анализ стран-экспортеров с точки зрения различных политических, экономических и социальных показателей. Для этой цели вводятся индексы “экономической эффективности”, “эффективности общественных институтов” и “социальной справедливости”. Показывается, что для демократических стран эти индексы положительно коррелированны, даже с учетом коррекции на уровень богатства. Исключениями из этого правила становятся страны, в которых демократия менее развита. Так, в арабских странах, сравнительно низкий уровень экономической эффективности соответствует высокому уровню социальной справедливости, а в Чили, где на протяжении многих лет существовал диктаторский режим, имеем место противоположная ситуация.

 
23 июня 2004
Кому нужна свобода слова?
Кунов Андрей, Ситников Алексей, Шульгин Сергей

Одним из главных факторов развития независимых средств массовой информации является уровень национального благосостояния. Для России уровень доходов, необходимый для возникновения спроса на независимые СМИ, составляет 5000 руб. на человека в месяц. При сохранении высоких темпов экономического роста, к 2008 году в России будет более половины людей с доходами достаточными для возникновения спроса на независимые СМИ, а к 2012 году таких людей будет более 2/3. Спрос на свободу слова, поддержанный ростом доходов людей, может стать одной из опор для поддержки демократии в России.

 
03 ноября 2003
Государственная Дума 3-го созыва: разногласия и коалиции
Казаков Алексей, Кунов Андрей, Шакин Дмитрий

Цель данной статьи – показать с помощью статистических методов основные факторы, характеризовавшие процесс принятия решений депутатами Государственной Думы в области экономического законотворчества. Для этого мы попытались сформулировать несколько ключевых вопросов, ответы на которые во многом подводят черту под работой всей нынешней Думы. Во-первых, мы попытались ответить на вопрос: соответствуют ли принимаемые Думой законы интересам электората, т.е. избравшего ее народа? Во-вторых, каковы основные направления размежевания депутатов? И, в-третьих, как складывались межфракционные коалиции на протяжении неполных четырех лет существования нынешней Думы? Ответы на эти вопросы – далеко не так тривиальны, как может показаться на первый взгляд. Каждый из них является своего рода попыткой развенчания существующих (а иногда и активно поддерживаемых) в обществе предубеждений по поводу деятельности Государственной Думы. Основой для анализа послужили поименные голосования депутатов в области экономического законодательства на протяжении всех сессий, где последняя (восьмая) сессия была представлена только голосованиями за сентябрь 2003 года




   © 2004 Openecon. Все права защищены.