Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




Расширенный поиск
     Главная   Дискуссия   Мнения 


Мнения

Не уверен, что власть пойдет дальше деклараций
Пока нет признаков, что власть всерьез настроена нормализовать отношения с бизнесом
Горст Михаил
opec.ru 08.04.2005

Михаил Юрьевич, газета «Financial Times» пишет о том, что германские компании остерегаются увеличивать инвестиции в российскую экономику из-за неуверенности в намерениях Москвы продолжать рыночные реформы. Более того, беспокойство среди германских инвесторов отражает и настроения среди российских компаний, которые тоже замедляют темпы инвестирования, опасаясь растущей роли государства в экономике. Означает ли все вышесказанное, что России не стоит рассчитывать на положительный эффект от присвоения инвестиционного рейтинга, или же это временная растерянность инвесторов, и привлекательность российской экономики в ближайшее время будет только расти?

Присвоение инвестиционного рейтинга само по себе не создает благоприятных условий инвестирования. В ближайшем будущем Россия вряд ли получит рост инвестиций – отход от демократических принципов, произвольность правоприменения, незащищенность частной собственности – повышают риски ведения бизнеса. В условиях, когда гарантиями могут служить только обещания власти, причем обещания должны идти с самого верха, трудно ожидать притока инвестиций. На этом фоне инвестиционный рейтинг выглядит довольно бледно и не может служить позитивным сигналом для инвесторов.

Вы считаете, что рейтинговые агентства поторопились с присвоением?

Я полагаю, что они скорее руководствовались макроэкономическими показателями, состоянием внешнего долга России и перспективами его обслуживания, нежели уровнем развития институтов рыночной экономики. Рейтинги всегда условны, ограничены, они рассчитываются по стандартным правилам и могут не учитывать какие-то факторы.

Когда Россия сможет подняться до той ступеньки, когда этот рейтинг будет заслуженным полностью?

Все зависит от политической воли властей. Пока, несмотря прозвучавшие позитивные заявления, реальных сдвигов нет. Не уверен, что власти пойдут дальше деклараций. Хотя позиция властей в нашей стране может меняться очень быстро, я сомневаюсь, что в ближайшие год-два следует ожидать какого-то улучшения инвестиционного климата. У нас довольно высокие институциональные риски.

Что нужно было бы сделать в первую очередь для достижения этой цели?

Не так давно обсуждались возможные меры по снижению налогового бремени. Власти и предпринимательское сообщество (в лице РСПП) пришли к консенсусу, что снижать налоги пока не стоит, но зато следует сократить влияние государства на экономику: ограничить налоговые проверки, упорядочить и упростить налоговое администрирование. Вопрос в том, как эта договоренность будет реализована? Пока поправки в налоговое законодательство не представлены на публичное обсуждение. Однако просочившиеся в прессу сведения о проекте, подготовленном в Минфине, выглядят неутешительными. В Минфине говорят, что проект еще будет обсуждаться, и корректировки возможны. Поживем – увидим. Если власть сдержит обещание, то это станет первым шагом к исправлению ситуации. Но это только начало пути. Разрушить доверие легко, восстановить – гораздо сложнее. Пока нет признаков, что власть всерьез настроена нормализовать отношения с бизнесом. Для этого нужно принять на себя серьезные обязательства без возможности все отыграть назад. А это для нашей власти – страшнее всего.



Обсуждение на форуме


   © 2004 Openecon. Все права защищены.