Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




Расширенный поиск
     Главная   Дискуссия   Мнения 


Мнения

Регулировать олигополии сложнее, чем монополии

Горст Михаил
opec.ru 29.10.2004

Михаил Юрьевич, у государства может появиться новый инструмент контроля над крупным бизнесом, а именно – Антимонопольная служба предлагает распространить антимонопольное регулирование на олигополии. В результате, если несколько компаний контролируют больше половины рынка, и злоупотребляют своим положением, они могут заплатить штраф от 2% до 4% годовой выручки. Допустимо ли такое ужесточение антимонопольного законодательства? Ведь в этом случае практически все крупные компании, которые существуют в России, попадут в сферу интересов ФАС?

Инициатива ФАС имеет под собой основание: есть реальная проблема, и потери в обществе от олигополий действительно существуют. Это может сказать любой студент начальных курсов, изучающий экономическую теорию. Но мне кажется, что данная инициатива Федеральной антимонопольной службы сейчас немного несвоевременна. Это подобно косметическому ремонту в доме, у которого разваливается фундамент. Сейчас главной задачей антимонопольной службы является выстраивание всей этой системы и повышение эффективности ее работы. Сейчас антимонопольная служба реально (в лучшем случае) занимается отслеживанием текущей ситуации на рынках, изредка бывают некие довольно странные попытки что-то начать регулировать и выдавать антимонопольные предписания. По большей части действия, которые они производят, не заканчиваются никаким конкретным результатом.

Я бы в первую очередь обратил внимание на то, как построена сама антимонопольная служба и на более четкое обозначение ее задач. Мне кажется, что нашей антимонопольной службе необходимо очень внимательно изучить опыт других стран, где монопольные службы действуют уже давно и эффективно. Антимонопольной службе нужно научиться в российской практике применять те инструменты, которые уже есть в ее распоряжении. Нужно учиться распознавать сговоры на рынках, координацию действий, создавать практику применения антимонопольного регулирования, прежде всего, судебную. Нам нужно фактически отстраивать всю систему антимонопольного регулирования.

Если просто сравнить трудности задач регулирования олигополий и монополий, то задача регулирования олигополистических рынков – гораздо более тонкая и более сложная, чем регулирование монополий. Если у нас сейчас антимонопольная служба плохо справляется с регулированием таких ясных рыночных структур как монополии, то ожидать, что полномочия службы расширятся, и она будет эффективнее регулировать более сложную ситуацию с олигополиями, не приходится. Мне кажется, что сейчас антимонопольная служба должна научиться работать именно с монополиями.

Я бы хотел обратить особое внимание на такой сегмент антимонопольного регулирования, который сейчас фактически является бесхозным, как локальные монополии. Они незаметны в масштабах всей страны, но проблема стоит очень остро. Жители конкретных регионов и даже более мелких муниципальных образований могут страдать именно из-за того, что если в рамках большего региона существует возможность выбора разных компаний, то конкретно в небольших муниципальных образованиях это оказывается невозможным. Издержки с привлечением других фирм, других конкурентов оказываются слишком большими, а использование каких-то других каналов, других компаний оказывается просто невозможно. В качестве примера можно привести такую отрасль как авиасообщение. Многие регионы оказываются фактически запертыми - их обслуживает только одна компания, а попытки других компаний войти на этот рынок оказываются неудачными, либо приводят к тому, что они заключают некие соглашения с локальными монополиями.

Другие примеры – районные электрические сети (фактически локальная монополия), газораспределительные сети. Именно этот сегмент заслуживает пристального внимания сейчас.

Кроме того, при выдвижении этой инициативы по регулированию олигополий у антимонопольной службы могло быть желание повысить свою значимость, чтобы больше компаний обращалось к ней за разрешениями. Это было бы крайне нежелательно.

Мы сейчас говорим о том, что необходимо снизить административную нагрузку на бизнес, а данная мера приводит к противоположным результатам. Если в одном месте мы что-то облегчаем и снижаем, то в этой сфере, наоборот, усиливаем. Плюс ко всему, не нужно забывать, в какой стране мы живем. Если мы необдуманно дадим эти полномочия ФАС, то, во-первых, они могут и не применяться, что часто у нас происходит, а во-вторых, если они начнут у нас применяться, то часто это делается очень грубо и необдуманно, в результате чего наносится большой вред. Получается как в известном высказывании Черномырдина: хотели как лучше, а получилось как всегда. Вместо того, чтобы аккуратно и тонко регулировать рынок, отслеживать, что там происходит, приходит человек с дубиной и рынок, если не исчезает, то существенно страдает: страдают как продавцы, так и покупатели. Я бы призвал антимонопольную службу действовать аккуратнее и в первую очередь задействовать те средства, которые у нее уже есть. Нужно научиться работать с ними, а потом уже просить расширения полномочий. Задача регулирования олигополий все равно возникнет в итоге, но сейчас это не самая важная задача, которая стоит перед ФАС.



Обсуждение на форуме


   © 2004 Openecon. Все права защищены.