Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




Расширенный поиск
     Главная   Дискуссия   Мнения 


Мнения

Кредитные бюро – «лестница в небо»

Буздалин Алексей
opec.ru 10.11.2004

Алексей Владимирович, в России начался процесс формирования Кредитных бюро. В чем смысл этих организаций. И как они могут повлиять на кредитный рынок?

Ассоциация Региональных Банков в России заявила о том, что создает кредитные бюро совместно с иностранной компанией TransUnion. На первых порах акционерами этой компании будет 15 банков. За последнее время это уже второй прецедент заявления о намерении создания кредитных бюро, поскольку совсем недавно появилась информация о том, что другая международная компания - Experian - совместно с группой Интерфакс собирается организовывать в России кредитные бюро. Я хочу порассуждать на предмет того, насколько это своевременно, какая от этого польза и кто получит эту пользу. С первого взгляда от создания в России кредитных бюро можно ожидать только одни плюсы. С одной стороны, повышение транспарентности банковского бизнеса, снижение рисков, соответственное повышение надежности банковской системы, снижение стоимости банковских продуктов, которые становятся более доступными для населения и других субъектов экономики, рост объемов кредитования, что также можно рассматривать как благо. Но на мой взгляд, все так безоблачно только с первого взгляда. Ключевым вопросом остается вопрос о том, кто в итоге будет владеть информацией, которая будет сосредотачиваться в кредитном бюро. На сегодняшний момент мы имеем два варианта. Первый вариант предлагает компания Experian – крупнейший англо-американский игрок на этом рынке. Тут есть определенный нюанс: если российские банки будут сгружать в это кредитное бюро информацию о своих заемщиках, получится так, что в итоге владельцем этой информации становятся иностранцы. Как мне представляется, российские банки к такому развитию событий пока не готовы. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний момент рынок потребительского кредитования (а именно прежде всего для него создаются кредитные бюро) является сегментом рынка банковских услуг, где в последнее время происходит жесточайшая конкуренция, прежде всего, между российскими и иностранными банками. Я считаю, что российские банки просто не заинтересованы в том, чтобы добровольно отдавать информацию фактически своим конкурентам. Возможно, какие-то крупные игроки, крупные банки на это и пойдут, но мелкие однозначно будут саботировать эту идею. С другой стороны, АРБ совместно с TransUnion создают Национальное бюро кредитных историй, которое по статусу является акционерным обществом. Акционерами наравне с TransUnion является ряд коммерческих банков. Это безусловный плюс по сравнению с предыдущим вариантом, и этот плюс заключается в том, что владельцами этой информации в итоге будут те банки, которые фактически эту информацию будут формировать. Соответственно, будет больше стимулов предоставлять эту информацию в базу данных, соответственно, будет больше доверия к бюро кредитных историй. Но здесь есть определенные нюансы. Если проанализировать список тех банков, которые заявили о своем намерении войти в состав акционеров Национального бюро кредитных историй, если посмотреть, чем они занимаются на рынке потребительского кредитования и какие ниши они там занимают, то напрашивается несколько интересных выводов. Основной вывод – это банки, хотя и достаточно крупные, но вместе с тем их совокупный объем выданных кредитов населению сравнительно мал – порядка 3-4%. Причем, это банки, которые в последнее время продемонстрировали более существенную динамику роста, нежели их конкуренты. В частности, если для 50 крупнейших банков рост объемов потребительского кредитования составил примерно 70%, то для этих банков соответствующий показатель больше в 1,5-2 раза. С одной стороны, это банки с относительно небольшими долями на рынке, но при этом очень интенсивно развивающиеся. Их заинтересованность в бюро кредитных историй заключается в том, что они хотят тем самым получить определенные конкурентные преимущества по сравнению с другими игроками на рынке потребительского кредитования. Для них кредитное бюро это лифт к небожителям рынка потребительского кредитования. Пока ни один крупнейший банк с долями соответствующего рынка не согласился участвовать в этом проекте. Сбербанк является основным игроком. У него совокупная доля на рынке порядка 50%. Следом идет Русский стандарт и т.д. Эти банки пока не согласились участвовать в этом проекте. Скорее всего, и в ближайшее время не согласятся, потому что отдавать информацию о своих заемщиках - по сути дела наживать себе лишних конкурентов. На это они, скорее всего, не пойдут. Более того, закон о кредитном бюро Думой еще не принят. Он обсуждается во втором чтении, но до конца не принят, не одобрен Советом Федерации, не подписан Президентом. Даже с точки зрения поддержания репутации крупнейшие банки заинтересованы в этот проект пока не влезать, поскольку это вопрос очень деликатный, связанный с банковской тайной. Я думаю, что они какое-то время будут занимать выжидательную позицию. Посмотрим, что из этого получится, поскольку у крупнейших игроков на сегодняшний день достаточно собственной информации, чтобы вести нормальную деятельность по кредитованию населения. Это выражается в том, что информация, которая будет концентрироваться в кредитном бюро, необходима для настройки так называемых скоринговых систем потребительского кредитования. У крупных банков достаточно информации, чтобы настроить скоринговые системы. У развивающихся банков этой информации нет. Возможно, за счет формирования Бюро кредитных историй они рассчитывают получить эту информацию и тем самым настроить свой бизнес.

Пока, видимо, такие надежды не очень оправданы.

Может получиться так, что они создадут это бюро, но численность банков, которая будет сгружать туда информацию о заемщиках, пока будет ограничена группой объявленных 15-ти кредитных организаций. Я боюсь, что в обозримом будущем кредитные бюро в России вряд ли будут работать, по крайней мере, до того момента, пока не спадет острая конкуренция на рынке потребительского кредитования, до того момента, пока окончательно не станет ясно, придут на российский рынок иностранные игроки или не придут. Создавая такое бюро кредитных историй, особенно вариант, который предлагает Experian совместно c Интерфаксом, мы фактически получаем подготовленную почву для прихода иностранных конкурентов, в чем ни один российский банк не заинтересован. Моя экспертная точка зрения состоит в том, что кредитное бюро в идеале должно быть не таким как предлагается в обсуждаемом законопроекте - в виде независимых коммерческих организаций, акционерного общества, а оно должно быть под контролем государственных структур. Имеет смысл говорить о Центральном Банке. С одной стороны, тогда было бы больше доверия к этому проекту; с другой стороны, у ЦБ больше возможностей заинтересовать коммерческий банк, предоставлять информацию Бюро кредитных историй. Например, можно нормативно прописать то, что выдаваемые ссуды заемщикам без кредитных истории считать высокорисковыми, что требует дополнительного резервирования, а это негативно отражается на капитализации банков. В этом случае банки будут сами заинтересованы сдавать информацию о своих заемщиках в бюро кредитных историй. Но это должен сделать ЦБ, и было бы разумно, чтобы это кредитное бюро формировалось в Банке России.



Обсуждение на форуме


   © 2004 Openecon. Все права защищены.