Карта сайта                           
Институт открытой экономики
Об институте
Исследования
Публикации
Доклады
Дискуссия




Расширенный поиск
     Главная   Дискуссия   Мнения 


Мнения

Правительство прислушалось к мнению бизнеса и экономистов

Горст Михаил
opec.ru 23.03.2004

Михаил Юрьевич, как Вы оцениваете планы правительства в налоговой сфере? Произошел отказ от НДС-счетов, но при этом, как сказал Кудрин, и снижение НДС откладывается на 2006 год. Стала популярной идея добровольного налогообложения и появилась определенность с дифференциацией НДПИ: к идее дифференцирования (по словам Кудрина) по качеству месторождений можно вернуться через год-два, а пока надо ориентироваться на мировые цены на нефть, в результате чего бюджет получит от $1 до 3 млрд. дополнительных доходов.

В отношении ЕСН планы еще полностью не обнародованы, складывается впечатление, что в основных чертах произошел возврат к варианту реформы, одобренному Правительством в прошлом году. Что касается отказа от НДС-счетов, то это положительный момент. Отрадно, что правительство прислушалось к мнению бизнеса и экономистов, и коллапса системы расчетов удалось избежать. Что касается налогообложения нефтяной отрасли, то, вероятно, удастся обойтись «малой кровью» и не перекраивать радикально сложившийся налоговый режим, тем более, что доля НДПИ в доходах бюджета растет. Сама по себе идея дифференцирования ставок НДПИ теоретически выглядит привлекательно, однако ее реализация сопряжена с массой побочных эффектов, связанных с лоббистской деятельностью. Как в итоге выглядела бы шкала и в чьих интересах она бы функционировала.
Идея добровольных взносов в пенсионный фонд, я думаю, является наиболее безболезненной формой постепенного привлечения работников к сознательному формированию пенсионных накоплений. Я не думаю, что введение этого платежа даст какие-то значительные сборы, но это самый мягкий, самый приемлемый вариант для того, чтобы постепенно перейти к практике, которая принята во многих странах, когда социальный налог платится как работодателями, так и работниками. В перспективе, однако, следует ожидать превращения этого добровольного платежа в обязательный, это надо четко осознавать.

Кудрин также говорил о том, что за счет налогообложения нефтяников бюджет может получить от $1 млрд. до 3 млрд. дополнительных средств. Это позволит осуществлять снижение налоговой нагрузки в экономике в целом. Насколько это снижение будет существенным?

Это составляет порядка 0,2-0,7% ВВП. Сама по себе цифра $3 млрд. неоднократно обсуждалась, многие эксперты сходились к тому, что резерв повышения налогообложения нефтедобывающей отрасли составляет примерно такую сумму. Вопрос, стоит ли изымать этот резерв и в какой его части остается открытым, поскольку эффективность государственных расходов у нас довольно низка. Предполагаемая сумма изъятий ниже, чем определенные ранее границы снижения налоговой нагрузки 1-1,5% ВВП. При корректном реализации идеи повышения налоговой нагрузки в нефте- и газодобывающем секторе это несколько расширит возможности проведения налоговой реформы и сгладит негативный бюджетный эффект от снижения нагрузки.



Обсуждение на форуме


   © 2004 Openecon. Все права защищены.